Как выбрать щенка?

Поздравляю, Ваш выбор остановился на одной из прекраснейшей породе собак – Акита-ину! Но перед Вами стоит вопрос: как правильно выбрать щенка; на что надо обратить внимание при осмотре будущего Вашего питомца; в каком возрасте лучше приобретать щенка?

Многие не поверят, но нет формулы, которой нужно придерживаться при выборе щенка. Является ли покупатель новичком или опытным человеком, он, выбирая щенка, как правило приобретает "кота в мешке". Успешный выбор в этом случае - следствие сверх удачи, фортуны. Однако, остается пожелать, чтобы люди, приобретая щенка все же руководствовались некоторыми критериями, которые если и не дают полной гарантии безошибочного выбора, все же сводят будущие разочарования до приемлемого минимума.

I. Поведенческие и воспитательные тесты

Цель существующих ныне тестов - попытаться предсказать индивидуальные черты характера щенка. Напоминаем, что данные тесты относительно субъективны, так как на реакции щенка в возрасте семи недель уже оказали влияние и окружающая среда (условия разведения), и заводчик.

Тест Кэмпбелла

Американским зоопсихологом Уильямом Кэмпбеллом в 1975 году была разработана система тестов, позволяющая довольно точно выявить задатки собаки по поведению щенка.

Тест состоит из пяти испытаний: два заключаются в наблюдении, три других требуют определенных действий.

Для его проведения необходимо следовать следующим правилам:
1) возраст щенка при проведении теста должен составлять 6-8 недель;
2)  проводить тест должен незнакомый для щенка человек, без присутствия других людей и животных;
3) обстановка при проведении теста должна быть непривычна для щенка, но спокойной и изолированной от шума;
4)  время, отведенное на каждое действие теста – не больше 30 секунд. Это связано с тем, что в природе двум животным для установления иерархии в отношениях достаточно взаимодействовать именно 30 секунд;
5)  время проведения теста должно совпадать со временем активности щенка.

При проведении теста следите за реакцией на ваши действия щенка и выбирайте те пункты, который наиболее ей соответствуют. 

Тест 1. Социальное притяжение.

Другие названия:
тест на контактность,
тест на привлечение внимания,
тест на стремление к общению.

Степень контактности, доверчивости и самостоятельности определяется потому, как щенок реагирует на человека.

Выполнение теста:

Войдя в помещение, посадите щенка на середину комнаты и сделайте несколько шагов в сторону двери. Затем присядьте, и слегка похлопайте в ладоши, чтобы щенок обратил на вас внимание.

 

Возможны следующие типы поведения:

А - Щенок подбегает сразу, немедленно, прыгает на тестирующего, рычит, играет, лижет, пытается схватить руку зубами, покусывает руки, хвост поднят вверх;

В - Щенок подбегает сразу, без задержки, лает, начинает царапать тестирующего лапами, хвост поднят вверх;

С - Щенок подбегает свободно, без задержки, может немного помахивать хвостом, но также хвост может быть опущен или поджат;

D - Щенок подбегает, но не сразу, а после некоторого колебания и смущения, подходит медленно,неохотно, вид у него растерянный,хвост опускает или поджимает;

Е - Щенок не подбегает совсем.

Тест 2. Следование за человеком.

Другие названия:
тест на с
пособность следовать,
тест на с
пособность следовать за человеком.

Этот тест проводится один на один с щенком, человек не провоцирует щенка голосом или жестом.

Выполнение теста:

Встаньте рядом со щенком и начните отходить от него обычным, небыстрым шагом. Останется он стоять на месте или пойдет за вами – это будет свидетельствовать о его независимости, либо о способности к повиновению.

 

 

Возможны следующие типы поведения:

А - Щенок с готовностью сразу бежит за тестирующим, либо идёт рядом, он весел, старается ухватить за ноги, хвост поднят вверх;

В - Щенок бежит за тестирующим сразу, следует рядом или путается под ногами, но за ноги не кусает, хвост задран;

С - Щенок идёт или бежит за тестирующим сразу, но не смело, несколько робко и немного отставая, хвост опущен;

D - Щенок очень робко, медленно и неохотно идет за тестирующим, растерян и смущен, хвост опущен или поджат;

Е - Щенок не идет за тестирующим или уходит в противоположную сторону (полный отказ следовать).

Тест 3. Реакция на принуждение.

Другие названия:
тест на послушание,
тест на ограничение,
тест на проверку стремления сопротивляться,
тест на проверку того, насколько легко щенок воспринимает ограничение
.

Выполнение теста:

Осторожно переверните щенка на спину, и мягко удерживайте его рукой в области груди, не давая ему перевернуться обратно на лапы. Реакция на принуждение показывает, в какой степени щенок переносит физическое и психологическое превосходство, а также социальное доминирование человека, другими словами, этот тест показывает его подчиняемость. Чем активнее щенок сопротивляется, тем больше у него склонности к доминированию.

Возможны следующие типы поведения:

А - Щенок сразу и активно протестует, борется с рукой, выворачивается и кусает;

В - Щенок сразу и активно протестует, выскальзывает из-под руки тестирующего, делает попытку освободиться;

С - Щенок вначале протестует но, увидев, что это бесполезно, успокаивается;

D - Щенок не протестует совсем, лижет руки;

Е - Щенок лежит неподвижно, очень напуган.

Тест 4. Социальное доминирование.

Другие названия:
тест на
социальное превосходство,
тест на
готовность к подчинению.

Тест рассчитан на определение способности щенка принимать или отвергать социальное превосходство – в данном случае человека.

Выполнение теста:

Для проведения этого задания необходимо, чтоб щенок лежал в позе «сфинкса». Погладьте его несколько раз твердо от головы  до задней части, проходя по плечам, шее, спине. Реакция щенка будет зависеть от того, склонен он сам доминировать над остальными животными/человеком, либо нет. Если щенок пытается вас укусить, прыгнуть или рычит, то перед вами  - щенок, который хочет превосходить окружающих. Если он просто отойдет от вас – в этом проявится его независимость. Может оказаться, что щенок испугается и прижмется к полу – значит такой щенок немного труслив.

Возможны следующие типы поведения:

А - Щенок сразу выказывает радость, подскакивает, царапается, пытаясь повернуться, прыгает на тестирующего, бьёт его лапами, рычит и кусается, лижет ему руки;

В - Щенок подскакивает, борется и поворачивается, чтобы поцарапать или укусить,бьёт тестирующего лапами, лижет руки;

C - Щенок пытается сопротивляться, но успокаивается, поворачивается к тестирующему и лижет руки;

D - Щенок ложится перед тестирующим на спину и лижет руки;

E - Щенок далеко отбегает и больше не подходит.

Тест 5. Чувство собственного достоинства.

Другие названия:
тест на
доминирование при взятии щенка на руки,
тест реакции на поднятие,
тест на стоячую позу,
тест
в поднятом положении.

Выполнение теста:

Приподнимите щенка над полом, держа его двумя руками между животом и грудью. Сохраняйте такую позицию в течение 30 секунд. Это задание способствует созданию ситуации полного вашего контроля над щенком.

 

 

Возможны следующие типы поведения:

А - Щенок яростно протестует, вырывается из рук тестирующего, кусается и рычит;

В - Щенок активно протестует, но не кусается;

С - Щенок начинает протестовать, а затем успокаивается и лижет тестирующему руки;

D - Щенок совсем не протестует, спокойно висит или лижет тестирующему руки;

Е - Щенок перепуган, напряжён и замирает, либо испуганно скулит и пытается вырваться.

Результаты тестирования.

Методика определения характера щенка заключается в подсчёте всех А, В ,С , D и E.

После тестирования каждый щенок должен быть отмечен четырьмя буквами. На основании этих комбинаций можно дать следующие характеристики характеру щенка.

Итак, если у щенка:

Большинство ответов А – преимущественно доминирующее агрессивное поведение собаки (это холерик).

Такого щенка нельзя рекомендовать в качестве собаки-компаньона. В будущем, при условии правильной дрессировки, собака может стать хорошим охранником или выполнять другую службу, но ей изначально необходим опытный дрессировщик, а не начинающий собаковод.

Большинство ответов B - собака преимущественно с сильным, уравновешенным характером (это сангвиник).

Из такого щенка вырастет хороший служебный пес, но щенок требует очень серьезной дрессировки.

Большинство ответов C - собака с преимущественно хорошими способностями к обучению и уравновешенным темпераментом (это флегматик).

Однако дрессировка такой собаки потребует от хозяина большого терпения.

Большинство ответов D - преимущественно подчиненное поведение.

Собака такого типа (это заторможенный флегматик или меланхолик) мало пригодна для служебной дрессировки, но может быть неплохим компаньоном, при условии правильного воспитания.

Большинство ответов E - собака преимущественно с подавленной психикой, малообщительная, непредсказуемая (меланхолик, оборонительный инстинкт выражен в пассивной форме).

Если рассматривать результаты тестирования более детально, то получается следующее:

При результате 2 А и более вместе с несколькими В:

Считается, что такой щенок будет стараться главенствовать и всех подчинять себе. Он может быть потенциально агрессивен и склонен кусать, если встретит резкое обращение со стороны человека или своих сородичей. Такую собаку не рекомендуется брать в семью где есть маленькие дети или старики. Для воспитания собаки, обладающей таким характером, необходимо терпение и последовательный подход при дрессировке. Атмосфера в семье должна быть спокойной. Воспитывать подобных собак следует спокойно, без физических наказаний.

2 А и 2 В:

Такой щенок агрессивен, может кусаться. Не рекомендуется детям, подросткам, пожилым людям. Не годится в качестве компаньона. Однако такая собака всегда защитит хозяина в случае опасности.

При результате 3 В и более:

Это щенок с задатками лидера, преданный, с ярко выраженным духом соперничества. Считается, что такая собака имеет склонность к спокойному, уверенному превосходству и лидерству. Она будет иметь способность к дрессировке, выступлению на выставках. При верной выбранной стратегии воспитания такая собака станет преданным и послушным другом. С ним удобно и приятно находиться в любой обстановке – как в толпе, так и дома на диване.

При результате 3 С и более:

Это щенок с задатками идеального компаньона. Считается, что такая собака будет прекрасно адаптироваться к любым условиям. Она послушна и прекрасно подходит для семьи где есть дети и старики. Однако могут возникнуть проблемы с отработкой у собаки элементов самостоятельности. Такая собака требует поощрения.

При результате 2 D и более, особенно с 1 или несколькими Е:

Это очень покорный щенок. Прекрасно подойдет для детей и пожилых людей. Считается, что такая собака подвержена влиянию обстоятельств и склонна к подчинению, для уверенности ей необходим тесный, постоянный контакт с человеком, она нуждается в поощрениях. Тактика воспитания должна быть основана на постоянном внимании к ней, любви и чуткости. Такой щенок требует мягкого подхода, воспитание может быть длительным. Такая собака, как правило, спокойна в семье, где воспитываются дети, но может кусать, если с ней плохо обращаются, в этом выражается её форма пассивной защиты.

При результате 2 D и более в сочетании с Е в разделе «социальное превосходство»:

Реакция типа D говорит о склонности к убеганию. У такой собаки могут возникнуть трудности в процессе социализации, необходимо применение специальных методов дрессировки. Такой щенок не годится для контакта. Если при тестировании такой щенок получит ещё оценку А или В, то он может иметь склонность нападать из страха, особенно при наказании. Если при тестировании щенок получил ещё и несколько С или 1 D, то такой щенок наверняка будет теряться в стрессовых ситуациях, с детьми будет неуравновешен. Поведение его непредсказуемо. Требует постоянного контроля и дрессировки по специальной методике. Для выставочной карьеры непригоден.

При результате 2 Е и более:

Такой щенок с трудом идет на контакт. Если добавляется реакция типа В и С, то они вызваны страхом. Такая собака будет трудно поддаваться дрессировке. Воспитательные меры практически не будут оказывать никакого воздействия. Может кусать из страха или в стрессовой ситуации. Подобную собаку нельзя брать в семью, где есть дети. Требует опытного подхода в дрессуре. Для выставочной карьеры непригоден.

При сочетании противоположных качеств А и Е:

С возрастом такая собака будет обладать непредсказуемым характером. Поведение собаки будет зависеть от слишком многих факторов. Некоторая стабильность поведения будет наблюдаться только в привычных для неё условиях.

Результаты тестов нельзя считать окончательными, ведь при проверке щенок может быть голоден, испуган, плохо себя чувствовать или у него просто может быть плохое настроение. Поэтому для того, чтобы результаты были достоверными, тесты повторяют два-три раза в течение нескольких дней. Для уточнения результата следует повторить тестирование выбранного щенка в других условиях и только тогда сделать окончательный вывод:

А - Очень доминирующий тип;

В - Доминирующий тип;

С - Подчиняющийся тип;

D - Очень подчиняющийся тип;

Е - Практически не воспитуемый тип.

Тестирование помета по Томану.

Предлагаемые тесты предназначены для выявления предрасположенности щенков помета к доминированию.

Щенки распределяются по четырем категориям:
- категория Л, "лидер", вожак стаи;
- категория П, "преданные", подчиненные собаки, т.е. послушные;
- категория О, "отстраненные", равнодушные собаки;
- категория А, "асоциальные", пугливые и строптивые собаки.

1. Щенки оказываются в незнакомом помещении. Мать достаточно удалена от помета, чтобы щенки не могли ее слышать. Заводчик тоже находится на значительном расстоянии. Тип Л не лает и исследует новое помещение спокойно. Тип П лает на Л и пытается втянуть его в игру. Тип О не двигается, выглядит потерянным, скулит, глядя вокруг; следует за другими. Тип А ходит кругами, скулит. Через несколько минут Л и П играют вместе, О пытается присоединиться к пим, но убегает при малейшей неудаче, А не участвует в играх и скулит.

2. Появление заводчика. При приближении заводчика А и О бегут к нему, П спокойно подходит, а Л про смотрит либо занимается своими делами.

3. Взнос корма. Эта ситуация полностью меняю позицию щенков по сравнению с предыдущим тестом, Л и П начинают есть, даже если сыты, и нападают на А и О, когда те пытаются подойти. Заводчик вынужден часто вмешиваться, чтобы восстановить порядок и убедиться, что все смогут поесть.

4. Появление неизвестного предмета. Поблизости от щенков бросают предмет наподобие пластиковой бутылки, но так, чтобы не задеть их. Л бежит к предмету и начинает его кусать. П подходит осторожнее, затем вместе с Л начинает обследовать предмет и играть с ним. О напуган, он предпочитает держаться на расстоянии от предмета, может, поскуливая, даже отойти от него. Что же касается собаки типа А, то ее страх очевиден, она быстро убегает, скулит и не подходит к предмету даже через несколько минут.

5. Неожиданный звук. Когда раздается звук, Л поднимает голову, настораживает уши, направляет их в сторону, оставаясь при этом на месте. Остальные щенки в панике пытаются убежать. Если поместить в центре между щенками будильник и через две минуты заставить его звенеть, то только Л не сдвинется с места, он будет смотреть на будильник, а затем отправится его исследовать. П остановится первым и будет ждать реакции Л.

6. Заводчик остается со щенками, но не двигается. Щенки тотчас узнают его, но только О и А бегут к нему. П остается поблизости, а Л не реагирует на его присутствие.

7. Возобновление контакта с матерью. Заводчик все еще рядом. Л первым идет к матери, направляясь прямо к ее задним соскам (там больше молока), за ним следует щенок типа П и наконец О и А.

8. Кормление. В этой последней ситуации каждый должен иметь доступ к миске. Л не дерется, он спокойно ест до тех пор, пока не насытится, ни один из щенков не беспокоит его. П часто меняет место, но ест спокойно. Зато А и О постоянно ссорятся.

II. На что еще нужно обращать внимание при выборе щенка?

Голова. Внимательно осмотрите щенка. Является ли мочка носа прохладной и влажной, не затруднено ли дыхание? Слизистые должны быть ярко-розового цвета; бледный цвет может означать анемию или проблему с глистами. Чистые и прямые ли зубы у щенка? Если у щенка перекус или недокус, проблема с возрастом не исчезнет. Глаза должны быть ясными, взгляд прямой. Белые пятна или видимые линии на поверхности глаза могут означать проблемы. Проверьте глаза на красноту и воспаление третьего века, а также на заворот век. Ушные каналы должны быть чистыми и без запаха. Грязные уши, а также постоянное мотание головой может указывать на ушных клещей или инфекцию уха.

Тело. Осмотрите живот щенка. Раздутый живот может указывать на плохое кормление или заглистованность. Выпуклость в пупке или паху может означать грыжу. Бьется ли сердце сильно и правильно? Гениталии должны быть чистыми и без раздражения, в противном случае вероятно заражение глистами, диарея или нарушения пищеварения. Оба яичка должны находиться в мошонке. Шерсть должна быть пушистой, чистой и без колтунов. Раны, зуд или наросты на коже указывают, что есть проблемы с блохами, клещами или другими паразитами.

Костяк и мышцы. Наконец, проверьте щенка, насколько он развит физически, какой у него костяк, насколько хорошо сформированы конечности, хорошо ли развиты пальцы. Не хромает ли щенок? Обратите внимание на кондицию щенка, не следует брать слишком худого или чересчур перекормленного щенка.

Если вы покупаете щенка у заводчика, то неплохо взглянуть на его мать, это может многое рассказать о вашем будущем четвероногом воспитаннике, ведь «яблоко от яблони недалеко падает». Кроме изучения внешнего вида матери, нужно познакомиться и с состоянием ее здоровья. То есть спросить у заводчика о ее родословной, о том, какие болезни были у ее родственников, ведь эти заболевания могут перейти по наследству вашему будущему щенку. В идеале нужно познакомиться и с отцом щенков.

Спросите у заводчика о проведении щенку возрастных плановых привиках, дегельментизации, обработки от блох и клещей, клеймения (или чипирования) с предоставлением ветпаспорта и всех отметках в нем.

III. Возраст имеет значение!

В каком возрасте щенка лучше приносить в дом, что стоит учесть при выборе любимца?

Сначала надо понять: сколько времени вы сможете уделять новому члену семьи? Все домочадцы с утра до вечера на работе или кто-то находится дома хотя бы половину дня. Если да, то кто? Вы, дети-школьники, бабушка?..
В том случае, если дома весь день никого нет, лучше не брать маленького щенка. Подрощенный щенок или взрослая собака – более подходящий выбор. Если пес хотя бы полдня будет проводить с бабушками-дедушками, возможно, тоже имеет смысл обратить внимание на щенков постарше: пожилому человеку может быть сложно постоянно вытирать лужицы и выводить щенка на прогулку несколько раз в день. Ну, а если вы проводите большую часть времени дома и можете посвятить его воспитанию щенка, в таком случае, конечно, стоит присмотреться к малышам.

Плюсы подрощенного щенка (5-7 месяцев):
- после 4-х месяцев у щенка начинают ярко проявляться индивидуальные черты характера. Если маленькие щенки по поведению более похожи друг на друга, то сейчас уже видно: кто трусишка, кто кусака, кто склонен полаять без причины, а кто – играть с любым прохожим;
- щенок уже меньше писает дома и может дотерпеть до прогулки, если выходить с ним 4-5 раз в день.

Плюсы маленького щенка (2-3 месяца):
- это период, когда щенок особенно быстро учится. Дрессировать его еще рановато, но очень важно много гулять, чтобы четвероногий друг социализировался и запоминал разные уличные «раздражители». В противном случае взрослая собака может испытывать стресс в любом новом месте. Ведь, это у вас щенок один, а у заводчика - их много, и на всех времени может не хватить.
- щенок быстрее и легче привыкнет к вам и к правилам жизни в новом доме.

Помните, что Ваш щенок – не тот, у которого «самая милая мордочка» или «симпатичное белое пятнышко». Ваш щенок – крепкий, смелый и любопытный. Он стоит на толстых лапках и весело смотрит на вас: «Давай знакомиться, новый хозяин!».